Практическая часть дипломной работы

Какая часть диплома на самом деле сложная? Студенты сходятся в едином мнении – практическая. Вы тоже так думаете? В панике не знаете, что написать? Успокойтесь! Мы расскажем вам подробно, как это сделать.

Почему практическая часть вгоняет в уныние студентов

Головная боль, депрессия, подавленное состояние – такие чувства возникают у людей, приступающих к написанию практической части диплома. Отчего ж такие трудности? На это есть причины:

  • нужно перелопатить тонны информации (притом она не всегда есть в Интернете), проводить всевозможные эксперименты, проверять собственные разработки на практике. Заметили, что вряд ли тут получится переписать пару глав из книги в библиотеке?
  • Материалы требуется сравнить и проанализировать. Нужно сделать таблицы и подготовить отчеты. С этим у большинства и возникают серьезные проблемы. Что конкретно делать, зависит от специальности.
  • Апогей происходящего – разработка непонятных практических данных. Необходимо как-то обосновать, каким образом они сделают человека счастливым или увеличат надои. Притом угнетает то, что полученные результаты никто не будет внедрять это на практике. Но сделать то нужно!

Для чего нужна практическая часть в дипломе и что это такое

Практическая составляющая дипломной работы выносится как отдельная глава. Ради неё и затевается эмпирическое исследование. Без практики даже не стоит и думать про защиту. Одной теории для вклада в науку будет недостаточно.

Практическая глава наглядно показывает, как студент применяет усвоенные материалы. Цель исследования решается тремя путями:

  • в контексте реальной ситуации;
  • на основе проведенных экспериментов;
  • основываясь на анализе собранных материалов.

Студент подтверждает гипотезу, которая изначально отображается во введении. На большинстве специальностей от дипломника требуется предложить практические разработки. В дальнейшем они внедряются в работу конкретной компании. Либо же их используют для определенных профессий.

Дипломная работа: содержание

Сложностей, с которыми сталкиваются дипломники при работе с практической главой, в три раз больше, чем написание других частей. Здесь требуется указать:

  • описание объекта дипломного проекта;
  • обоснованные методики работы с практической информацией;
  • собрание всех данных;
  • анализ полученной информации;
  • внесение предложений по внедрению на практике;
  • выводы.

Структура исследования

Руки делают упорно то, чего глаза боятся. Дипломный проект и практическая часть кажется непосильной работой, но каждый год его пишут десятки тысяч студентов. Чтобы всё сделать правильно, выберем методики исследования и составим структуру практической главы.

Эмпирическая часть делится на параграфы – в этом она не отличается от теоретической. Однако на этом разница заканчивается – глава часто составляет половину объёма диплома.

Последовательно излагаются:

  • методики проведенной работы;
  • проведенные опыты и получившиеся результаты собранной информации;
  • данные, которые вы получили при обработке материалов;
  • выводы.

Тесная связь с теорией

Семь раз отмерь – и потом ещё раз сделай тоже самое. Таким правилом нужно пользоваться перед сбором информации эмпирического исследования. Спросите у научного руководителя про методы, которыми лучше пользоваться при написании. Кроме того, обязательно проверьте – будет ли эксперимент соответствовать теоретической базе первой главы.

Дипломники же постоянно допускают серьезную ошибку – теория живет отдельной жизнью, практика ходит сама по себе, как кошка.

Яркий пример – изначально мы рассматриваем технологию избушки Бабы Яги на курьих ножках. В практической же главе внезапно ведутся экономические расчёты того, сколько Иван Царевичу придётся платить за поездки на Сером Волке.

Какие ещё бывают ошибки? Об этом ниже.

6 главных ошибок при написании заключения

Вам кажется, что вы всё сделали правильно, но научный руководитель опять хмурится и отправляет диплом на доработку? Думаете, что это неправильно? А вот и нет! Если найдете в представленном списке типичных ошибок свой пункт, то исправьте его в дипломной работе.

  1. Несоответствие введению. Рецензента вовсе не обрадует увлекательное чтение на 40 страниц о том, почему бутерброд падает маслом вниз. Поэтому писать нужно только о тех задачах, которые вы поставили в введении.
  2. Несоответствие заключению. Знаете, как выглядит сферический конь в вакууме? В дипломной работе же расчёты и конечные выводы далеки друг от друга, как Земля и Нептун. При этом получается забавно – студент в заключении пишет, что поставленная цель достигнута. Практическая часть же вообще о другом.
  3. Несоответствия в расчётах. Один плюс один – десять? Поздравляем, пересчитывайте заново. Будет веселее, если ошибка получилась в самом начале. Можно понадеяться «на авось» и подумать, что всё обойдётся. Так иногда и происходит. Правда, только на гуманитарных факультетах. Технические кафедры такое не прощают.
  4. Неправильное оформление формул и расчётов. Хочет кто-то того или нет, но практическую главу нужно больше теоретической оформлять по государственным стандартам. Таблицы, графики – здесь это есть в огромных масштабах. Именно они делаются не по правилам. Руководитель вздыхает и просит студента посмотреть в методическое пособие
  5. Отсутствуют выводы и анализ. Кажется, что оформление и расчёты сделаны идеально. Только вот толку от них как с козла молока. Простой пример – нужно высчитать тур в две части Антарктиды. Здесь от вас требуется сравнить, что выйдет отчаянному туристу дешевле и по каким причинам.
  6. Непонятно откуда взявшиеся данные. Вас спрашивают, откуда они появились, а ответить не получается? Потому что всегда думайте, что вы пишите.

Использование литературы

Практическая часть основана на информации, которую студент ищет самостоятельно. Либо же он проводит необходимые эксперименты. Но даже в этом случае нужна научная литература:

  • методические пособия;
  • психологические тесты;
  • данные с описанием всевозможных процессов и т.д.

Однако все материалы необходимо использовать аккуратно и бездумно не копировать целые куски. Если же это сделать, то сервисы антиплагиата взбунтуются. Кажется чем-то невыполнимым и невероятно нудным? Учитесь формулировать собственные мысли при письме, и тогда написать исследование вам будет проще простого.

Сбор информации

Итак, методики исследования после мозгового штурма найдены. Теперь ищите материалы, которые послужат основой для любых научных манипуляций.

Первичную информацию можно получить так:

  • провести эксперименты и опыты;
  • увидеть данные во время прохождения практики;
  • использовать документы, которые содержат первичную информацию;
  • интервью, опросы, анкетирование;
  • открытые информационные источники.

Первичные данные бывают нескольких видов, и часто приходится использовать их все. Например, менеджеру нужно одновременно провести анкетирование и проанализировать финансовые документы.

Как можно заметить, собирать данные трудно. Дипломников не устраивает тот факт, что требуется подниматься из уютного и комфортного кресла и отправляться в конкретную компанию, горы или завод. И все нужно только для одной цели — получить заветный материал.

Если вы практикуетесь на предприятии, то прогулки по территории окажется недостаточно. Нужно полноценно работать с клиентами и персоналом, делать запросы в юридические конторы на определенные документы и т.д.

Более того – в серьёзных компаниях студента не встречают с распростёртыми объятиями. И платить за трудную ежедневную работу ему никто не собирается. Пожаловаться на это дипломнику некуда, ведь всё происходит по закону. К месту прохождения практики нужно отнестись серьезно:

  • попросите научного руководителя замолвить за вас словечко на предприятии;
  • заручитесь поддержкой руководства;
  • замечательно, если в компании работает ваш родственник на руководящей должности.

Проверки и оценки

Долго и мучительно, но всё-таки вы собрали нужную информацию. Но не спешите её анализировать и проводить всевозможные расчёты. Перед этим нужно оценить данные и проверить, насколько они объективны и достоверны. Информационная база также должна быть доказательной и полной. Если для проведения исследования материалов недостаточно, то придётся поднапрячься и собрать данные в нужном объёме.

Ошалевшие от информационной передозировки дипломники на этом этапе норовят смухлевать и выдать желаемое за действительное. Если же у вас ещё остались силы, и вы до сих пор ответственно относитесь к практическому исследованию, то нужно понять, как проверять информацию.

Критерий новизны – правила проверки:

  • в оборот вводят факты, неизвестные ранее;
  • появляются новые закономерности, связанные между собой;
  • старые данные смотрят при помощи новейших методик, притом в дальнейшем эта информация значительно дополняется;
  • разрозненные материалы собираются воедино и систематизируются.

Критерии объективности и достоверности – правила проверки:

  • исследования проводятся только с реальными фактами;
  • обобщения и выводы можно легко проверить;
  • информация случайным образом не подвергалась фальсификации.

Критерий доказательности – правила проверки:

  • предложения и выводы не декларируются, а доказываются во время исследования.

Критерий полноты – правила проверки:

  • проблема освещена со всех сторон;
  • количество материалов достаточно, чтобы заниматься исследованиями;
  • не произошло мельчайших упущений, которые могли бы повлиять на конечные результаты.

Есть мнение – чтобы хорошо написать эмпирическое исследование, достаточно только частично соблюдать предъявляемые требования. Ведь вы работаете не с диссертацией! Но лучше не играть с огнем. Согласитесь, что будет очень грустно, если придёт понимание – а ведь чего-то существенно не хватает! Нередки ситуации, когда научный руководитель требует из-за такой безалаберности полностью переделать практическую главу. И не важно, что времени на это уже почти не остается.

Обрабатываем материалы и расчёты

В практической части самый сложный этап – это проанализировать собранную информацию. Обрабатывая научную литературу в теоретической главе, легко придумать что-то от себя, скопировать мнение авторитетного человека или схитрить иным образом. С анализом первичных материалов такое не получится, его нужно делать самому.

Есть различные способы проведения аналитических операций. К примеру, экономист может проанализировать доходы, которые получит компания после внедрения новой овощерезки. От педагога потребуется найти взаимосвязи между агрессивностью школьников старшего поколения и увлечениями их отцов.

Конечно, от таких трудностей из ушей начинает валить дым. Посоветовать тут можно только одно – не сдаваться.

Оформляем практическую часть

Мало написать весь аналитический креатив, его ещё и нужно правильно оформить. Ведь в практической части дипломного проекта присутствуют иллюстрации, графики, диаграммы и многое другое.

Для ускорения работы нужно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • оставляйте в тексте только то, что считаете действительно важным. Анкеты или чертежи можно смело отправлять в приложения либо добавлять в презентацию.
  • Обязательно изучите правила, по которым оформляются рисунки и таблицы.
  • В документ Word можно поставить изображения формул и ряда расчётов. Так вы обманите сервисы антиплагиата.
  • Комиссия любит проверять таблицы и выискивать в них мельчайшие несоответствия. Если найдут, то оценка будет снижена. Поэтому проверяйте полученные результаты тщательно.

Обосновываем практическую ценность и делаем выводы

Полученные выводы необходимо применить для какой-то полезной цели. От студента требуется выдвижение конструктивных предложений, чтобы усовершенствовать предмет исследования. К примеру, можно:

  • показать, как решить конкретные проблемы;
  • придумать мероприятия по улучшению изучаемого объекта;
  • разработать новый проект.

Сделайте так, чтобы было видно – диплом написан не зря.

Теперь останется только вдохнуть поглубже и сформулировать выводы. На этом этапе потребуется:

  • подвести итоги;
  • указать, что выдвинутая ранее гипотеза подтвердилась;
  • подчеркнуть, что вы внесли свой вклад в изучение научной проблемы.

Заключение

Поздравьте себя – практическая часть в дипломной работе готова. Останется только написать заключение, сделать список литературы и оформить приложения. После этого можно свободно защищать диплом.