Актуальность темы дипломной работы

«Что в ней особенного? Какой вклад в науку я внесу своей работой?» — это и многое другое судорожно пробегает в голове у любого студента, который дошел до раздела «актуальность» во введении своей исследовательской работы. Как правильно ее описать? Чем актуальность отличается от новизны? Какие ошибки распространены? Это и многое другое в нашей статье!

Актуальность темы выпускной квалификационной работы – это не просто один из пунктов, который необходимо прописать в содержании, но и основной момент, над которым вы должны задуматься в самом начале. Если в вопросе, который вы хотите осветить, нет никакой актуальности, то это исследование будет бессмысленным, нелепым и совсем не нужным. К тому же, один из главных вопросов комиссии будет касаться именно этого момента и ответ, что ваш научный руководитель и кафедра утвердили эту тему, а значит, она беспрекословно актуальна, не будет засчитан. Поэтому необходимо заранее продумать, почему на сегодняшний день ваша тема очень важна.

Выделяют два вида актуальности тем:

1. Неизученная ранее тема. Здесь тема будет актуальна потому, что до студента, начавшего заниматься этим вопросом, не было найдено точного решения, нужной концепции и многого другого, что осветило бы вопрос в полной мере.

  • К примеру, в качестве темы своей дипломной работы вы выбрали разработку нового способа сборки какого-нибудь прибора, который использует каждый человек в своем быту. Допустим, компьютерную мышь. Здесь вы внесете новую идею, возможно, сможете предложить свой дизайн, а возможно, и вообще решите сделать из этого что-то абсолютно не похожее на предыдущий вариант из-за своих наиболее практичных, эстетических и прочих параметров.
  • Если область ваших исследований связана не с технической стороной вопроса, а с гуманитарной, как у лингвистов, например. То здесь во внимание берется разработка новой концепции по ранее неисследованным произведениям, частям речи, группе лексике и проч. Или, например, если до вас никто не разработал четкую терминологию по какому-то вопросу, а вы предлагаете свой вариант. Всё это относится к первому типу актуальности работы.

Не забывайте при этом пункте указать, что вами была проведена тщательная работа при анализе существующей литературы, после которой вы не смогли найти нужного определения/ решения / тезиса и т.д. Здесь вы должны сказать: «Этого раньше не было, поэтому я начал этим заниматься», подкрепив свое заявление нужными и правильными аргументами.

2. Применение на практике уже существующих исследований. Но здесь нужно оговорить – они не должны быть точно скопированы. Вы должны привнести в них свои изменения и доработки.

  • Если ваша работа касается педагогики, то вы можете смело обратиться к тем теориям обучения и психологии, которые разрабатывались еще при школах СССР и были вытеснены новыми методиками, подстроенными под усеченную программу обучения и особенности деятельности современных детей.
  • Или, к примеру, исследуя тему, связанную с космическими открытиями, вы можете использовать теории, сделанные семьдесят лет назад, и доказать, что давно забытое старое – это хорошее решение современных проблем. И подобный прием поможет не только успешно защитить выпускную квалификационную работу, но и поспособствует встать в ряд самых востребованных ученых и разработчиков.
  • За основу можно также взять исследования и разработку мультимедиа. В современном мире всё крутится вокруг звуков и изображений, создаваемых при помощи компьютера. Ни одно предприятие, ни одно научное открытие, ни одна школа, да и вообще, ни один аспект из нашей жизни сейчас не обходится без мультимедиа. И, опираясь на существующие разработки ученых, вы сможете доказать актуальность своей работы.
  • Те, кто исследует язык, могут сказать, что всё настолько писано-переписано сто раз, что и своего открыть на основе старого нельзя. Но это же совсем не так! Допустим, вы изучаете глагольную лексику какой-нибудь группы «движения», опираясь на старые работы и словари, которые дают эти разграничения по группам. Но вот вы исследуете текст, и ваши глаголы уже не подходят строго к этой группе из-за контекста, а значит, вам нужно разрабатывать собственную концепцию. Она и станет вашим нововведением в существующие исследования.

Не стоит путать!

Путаница между актуальностью научного исследования и новизной – одна из самых распространенных ошибок, встречающихся у студентов.

Помните, что актуальность – объяснение причин, по которым вы взяли эту тему именно в это время и доказательство актуальности темы в настоящем состоянии и востребованности науки. А научная новизна – это то, что вы сделали / доказали / открыли / применили / разработали нового, ранее не существующего ни в одном научном исследовании.

Что делает тему дипломной работы актуальной?

Те студенты, чьи темы связаны с современным политическим устройством страны или нестабильностью экономики, не имеют ни малейших сомнений, что тема их труда актуальна и интересна многим.

Но как быть тем, чьи темы далеки от ежедневного обсуждения в СМИ? Ведь они тоже открывают что-то новое и улучшают старое! Здесь всё просто. Вам необходимо задать себе следующий вопрос: «Чем моё исследование будет полезным?». Не обязательно брать во внимание среднестатистического человека, обдумывая, как в быту ему пригодится ваша концепция. Возьмите в качестве субъекта, на которого будет направлено исследование, научный мир. Например, вы хотите разобраться и установить четкую терминологию, с которой до вас не справился никто, и в дальнейшем это упростит задачу другим исследователям, столкнувшимся со схожей темой.

Как написать актуальность темы дипломной работы?

  • Не начинайте издалека.
  • Сразу отметьте, что тема до вас не была изучена, а если и изучалась, то ученые не смогли достаточно точно и глубоко описать проблему.
  • Назовите причины, по которым до вас никто не смог прийти к нужному результату. Обычно к таким причинам относится развитие науки и техники, изобретения и продвижения новых методов исследования, сюда же относятся и недостатки, допущенные при описании темы другими учеными.
  • Опишите практическую значимость работы. Иногда для этого выделяется отдельный пункт, но если у вас нет этого разделения, то его вы должны прописать в актуальности. Здесь необходимо указать для кого будет полезным ваше исследование, где его результаты можно применить и кто эти результаты сможет использовать. Так, например, тема вашего труда может иметь политическую, государственную или социальную значимость.
  • Не забывайте, что актуальность вашего исследования должна отражать важность и своевременность его выполнения.

Примеры.

Чтобы наглядно отразить всё то, о чем мы говорили до этого, представляем вашему вниманию несколько примеров, взятых из реальных научных работ. Опираясь на них, используя шаблонные конструкции и слова, вы сможете с легкостью спроецировать эти примеры на свою работу, и тогда проблемы с написанием исчезнут сами собой. Удачи!

Пример, в котором делается опора на недостаточную изученность явления:

«Анализ литературы по проблемам экспрессивности позволяет нам выявить тот факт, что многие её аспекты не получили глубокого освещения. И относится это, в первую очередь, к вопросам семантики экспрессивного слова. Вопрос о разработке чёткой терминологии, описывающей данную сферу лексики, остается открытым, что обусловливает один из аспектов актуальности нашей работы.

Стоит отметить, что актуально и стремление изучить закономерности выражения эмоций и оценок с помощью глагола, а также использование сопоставительного изучения базовых категорий славянских языков».

Пример, в котором отображена возможность решения практической задачи:

«За последние годы в России возросло число преступлений и погибших при исполнении служебного долга сотрудников ОВД. В результате чего общественные требования по принятию мер по борьбе с преступностью увеличиваются. Вследствие чего появляется необходимость в поиске эффективных приемов обучения личного состава для повышения уровня подготовки. Эта проблема неоднократно упоминалась на совещаниях Коллегии МВД. Преподаватели учебных заведений МВД прямо говорят, что их выпускники имеют слабую подготовку, из-за чего не всегда способны дать отпор криминальной среде.

Научно-обоснованная концепция могла бы описать перспективы усовершенствования психологической подготовки сотрудников ОВД, но на сегодняшний день такой концепции не существует».