Как проходит защита дипломной работы?

Защита дипломной работы завершает курс обучения в вузе. Это последняя возможность изменить итоговую оценку. И важнейшая часть подготовки дипломного проекта.

Организация выступления

Защита дипломной работы проходит на заседании государственной аттестационной комиссии (ГАК). Место и время проведения избирается в соответствии с утверждённым графиком государственных испытаний. На это мероприятие может прийти любой желающий из числа студентов вуза и преподавателей его кафедр.

Непосредственная защита начинается с того, что секретарь называет Ф.И.О. студента, тему работы, фамилию и должность научного руководителя. Названный дипломник выходит к кафедре, а его работа передаётся членам ГАК для изучения.

На всю защиту отводится около 15 минут. Этот промежуток включает речь студента (10 минут), выступление рецензента, ответы на вопросы членов ГАК и других присутствующих (5 минут). Данный регламент соблюдается нестрого, но лучше его придерживаться.

Студенту следует самостоятельно позаботиться о технических моментах. Некоторые выступающие используют раздаточный материал. Слушателям для ознакомления представляются графики, таблицы и иные данные. Раздаточный материал должен соответствовать нескольким критериям:

  • он улучшает восприятие доклада, а не присутствует «для галочки;
  • информация изложена в доступном виде;
  • документов достаточно для всех присутствующих.

Если имеется презентация, то необходимо заранее позаботиться о проекторе и проверить, работает ли он. Это можно сделать до начала заседания ГАК.

После того, как секретарь пригласит студента, ему нужно будет сразу приступить к докладу. Выступающий может попросить одного из присутствующих раздать принесённый материал, а сам в это время запустит презентацию.

Речь

Защитная речь должна строиться таким образом, чтобы человек, не читавший работу, узнал её основную суть. В выступлении следует затронуть следующие моменты:

1) актуальность темы исследования;

2) цели и задачи работы;

3) краткая характеристика основных разделов;

4) обзор использованных источников с небольшим анализом работ, которые составили теоретическую основу исследования;

5) краткая характеристика практической части и подробное описание полученных результатов;

6) основные выводы;

7) практическая значимость работы.

Таким образом, основу речи составит информация из введения и заключения.

Желательно затронуть проблемные места, на которые обратил внимание рецензент. Члены комиссии лишь в исключительных случаях сами читают работу. Обычно они ориентируются на мнение рецензента как специалиста, который должен был детально изучить проект.

Аргументация выступающего должна строиться на положениях работы. На этом этапе студент уже не может менять свою точку зрения, вносить коррективы.

При представлении работы не рекомендуется использовать письменные заметки. Чтение доклада с листа говорит о том, что студент слабо ориентируется в материале, над которым трудился несколько месяцев. Дипломник должен свободно владеть информацией по теме и чётко ориентироваться в собственной работе.

Сегодня преподаватели ценят умение студентов использовать мультимедийные ресурсы. На слайдах можно отразить основные тезисы доклада. Информация поможет выступающему не забыть последовательность изложения материала.

Выступление рецензента

После выступления дипломника, слово предоставляется рецензенту. Специалист даёт краткую характеристику работы, обращает внимание на положительные и отрицательные стороны работы. Если рецензент не пришёл на заседание, то отзыв полностью зачитывается одним из членов комиссии. После этого дипломник может кратко ответить по существу представленных замечаний.

С рецензией будущие специалисты знакомятся за несколько дней до защиты. Обязательно следует подготовиться краткое пояснение по всем недостаткам, отражённым в рецензии. Ответ должен занимать 1-2 минуты.

Вопросы по работе

Зачастую преподаватели задают стандартные вопросы:

1) как можно на практике использовать полученные результаты;

2) какой точки зрения придерживается тот или иной учёный, труд которого упоминается в списке использованных источников;

3) в чём заключается новизна работы;

4) уточнение определений терминов;

5) вопросы, поставленные рецензентом, на которые дипломник не дал ответы.

Также потребуются дополнительные разъяснения, если в работе была использована спорная или непопулярная в научных кругах теория. Предполагаемые вопросы следует обсудить с научным руководителем.

Возможна ситуация, когда член экзаменационной комиссии задаёт вопрос, не касающийся темы дипломной работы. Тогда следует дипломатично указать, что данная проблема не была освещена в работе, но выступающий постарается дать объяснения.

При общении с аудиторией нужно избегать панибратского тона, неуважительных оборотов речи. Также не следует указывать, что ответ на вопрос есть в дипломной работе, но выступающий его не помнит. Это будет свидетельствовать о том, что докладчик слабо ориентируется в собственном проекте.

Подведение итогов

В конце дипломник получает возможность представить свои возражения по поводу замечаний членов ГАК. После краткого резюме он занимает своё место, а к кафедре выходит следующий студент, названный секретарём.

Оценка за работу выставляется на закрытом заседании комиссии. После всех выступлений присутствующих просят выйти из аудитории. Там остаются только члены ГАК, которые коллегиально решают, как оценить ту или иную работу. После выставления баллов дипломников вновь приглашают в аудиторию для объявления результатов.

Студент может оспорить свою оценку на апелляционной комиссии, которая создаётся при каждом вузе. При неудовлетворительном результате дипломник имеет право на повторную защиту в течение 3 лет.